Задания 1. Работа с иллюстративным материалом
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Перечень событий (процессов) | |
А) Столетняя война | Б) Образование Древнерусского государства |
В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в. | Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в. |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…
И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»
Евпатий Коловрат прославился во время нашествия на Русь монголо-татар 1237-1240.
Ответ: В.
С каким из данных событий (процессов) связано слово «варяги»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «варяги».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — Б;
2) Объяснение смысла слова «варяги», например: собирательное обозначение выходцев из Балтийского региона в древнерусских источниках, наёмные воины русских князей IX–XI вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
Возможный вариант ответа, если выбрали Б:
Личность князь Рюрик, действия стал основателем Древнерусского государства со столицей в Новгороде.
Личность Гостомысл, действия: был инициатором приглашения варягов.
При оценивании ответа не засчитываются указания исторических личностей и их действий, упомянутых в отрывке из исторического источника в задании 2.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
1. Название объекта
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например:
– А – г. Орлеан;
– Б – г. Киев;
– В – г. Козельск;
– Г – р. Дон
Могут быть указаны другие объекты
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например:
– во время Столетней войны Орлеан в течение семи месяцев был осаждён англичанами, а в мае 1429 г. был освобождён французскими войсками во главе с Жанной д’Арк (А);
– в результате похода Олега на Киев в 882 г. два государственных центра – Новгород и Киев – были объединены под единой княжеской властью. Это событие считается ключевым в процессе образования Древнерусского государства (Б);
– во время Батыева нашествия на Русь Козельск держал оборону в течение семи недель (В);
– на берегу реки Дон, на Куликовом поле произошло одно из главных сражений русского и ордынского войск (Г).
Могут быть даны иные объяснения
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
– в тяжелейшей Столетней войне французский народ отстоял свою страну от завоевателей. Война способствовала росту национального самосознания французов. Этим были заложены основы сильного европейского государства –
Франции (А);
– образование Древнерусского государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию социальной структуры. Благодаря образованию государства начала формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая система общества. Начала складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского (Б);
– несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Восстановление экономики страны затянулось на несколько десятилетий. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли покорить всю Европу (В);
– в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что единственным способом избавления от этого владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси (Г).
Могут быть даны иные объяснения
Столетняя война (сражение при Креси) изображено на Рисунке 3;
Образование Древнерусского государства (захват Олегом Киева) на рисунке 1;
Монгольское нашествие на Русь в XIII в.(здесь штурм Владимира 1238) на рисунке 4;
Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в (здесь поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой 1380) на рисунке 2.
Ответ: 3142.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Перечень событий (процессов) | |
А) присоединение Новгорода к Московскому княжеству | Б) битва при Гастингсе |
В) принятие христианства на Руси | Г) первый письменный сборник законов |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«<…> повелел опрокинуть идолы... Затем послал <…> по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел <…> с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»
Духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.
Ответ: В.
С каким из данных событий (процессов) связано слово «посадник»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «посадник».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — А;
2) Объяснение смысла слова «посадник», например: высшая государственная должность в Новгороде в XII−XV вв.
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
Возможный вариант ответа, если выбрали А:
Личность Иван III, действия: поход в новгородскую землю 9 октября 1477 года.
Личность Марфа Борецкая, действия: возглавляла сопротивление новгородцев.
При оценивании ответа не засчитываются указания исторических личностей и их действий, упомянутых в отрывке из исторического источника в задании 2.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
1. Название объекта
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например:
— А — р. Шелонь;
— Б — г. Гастингс
— В — г. Киев
— Г — г. Киев
Могут быть указаны другие объекты.
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— В 1471 г. Иван Третий разбил новгородское ополчение на реке Шелонь, что положило начало процессу подчинения Новгорода Москве;
— В 1066 г. в окрестностях города Гастингса произошло сражение между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма. Армия короля Гарольда была полностью разгромлена, был убит сам король, а также два его брата.
— В 988 г. Владимир Святославич велел жителям города Киев выйти на берег реки и принять крещение, с этого начался процесс христианизации Руси.
— князь Ярослав Мудрый после победы в междоусобице над братом Святополком стал править в Киеве, где под его руководством составляется первый письменный закон — Русская правда.
Могут быть даны иные объяснения.
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— А — присоединение Новгорода к Москве было важным этапом на завершении создания единого централизованного государства, позволило освободиться от ордынской зависимости.
Могут быть даны иные объяснения.
А) Присоединение Новгорода к Москве изображено на Рисунке 2;
Б) Нормандское завоевание Англии на рисунке 1;
В) Крещение Руси на рисунке 3;
Г) Укрепление государства Русь в XI в. на рисунке 4.
Ответ: 2134.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Перечень событий (процессов) | |
А) борьба Руси с печенегами в Х в. | Б) борьба с Золотой Ордой |
В) призвание варягов | Г) казнь еретиков |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
В 862 г. позвали варягов.
Ответ: В.
С каким из данных событий (процессов) связано слово «инквизиция»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «инквизиция».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — Г;
2) Объяснение смысла слова «инквизиция», например: Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви.
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
Возможный вариант ответа, если выбрали А:
Личность Владимир Красное Солнышко, действия: организовал оборону русских земель, заставы богатырские.
Личность Ярослав Мудрый, действия: разбил печенегов под Киевом в 1036 г., после чего они исчезли
При оценивании ответа не засчитываются указания исторических личностей и их действий, упомянутых в отрывке из исторического источника в задании 2.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
1. Название объекта
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например: А — г. Киев
Могут быть указаны другие объекты
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например: осада Киева печенегами при Святославе, была для них неудачной, Ольга сумела организовать оборону.
Могут быть даны иные объяснения.
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Благодаря укреплению границ русского государства при князе Владимире, для борьбы с печенегами, ускорилось развитие русских земель(А);
Могут быть даны иные объяснения.
А) Борьба Руси с печенегами в Х в. на рисунке 4;
Б) Борьба с Золотой Ордой на рисунке 2;
В) Призвание варягов на рисунке 3;
Г) Казнь еретиков на рисунке 1.
Ответ: 4231.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Перечень событий (процессов) | |
А) Крестовые походы | Б) нашествие Батыя на Русь |
В) процесс создания централизованного Русского государства | Г) феодальная раздробленность на Руси |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя <…>, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошенной: грады раззорены, цервки сожжены, люди убиты.
И помчались вслед за безбожным царём, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско <…>, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал [он мечи] татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мёртвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и был их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался».
Евпатий Коловрат прославился в войне против Батыя.
Ответ: Б.
С каким из данных событий (процессов) связано слово «судебник»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «судебник».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — В;
2) Объяснение смысла слова «судебник», например: Судебник — сборник законов по которому осуществлялось правосудие.
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
Возможный вариант ответа, если выбрали Б:
Личность Батый, действия: возглавлял поход в русские земли 1237-1242.
Личность князь Юрий Всеволодович, действия: сражался с Батыем на реке Сити
При оценивании ответа не засчитываются указания исторических личностей и их действий, упомянутых в отрывке из исторического источника в задании 2.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
1. Название объекта
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например:
— Б — г. Рязань;
Могут быть указаны другие объекты.
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Рязань первая попала под удар Батыя.
Могут быть даны иные объяснения.
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— Нашествие Батыя на Русь привело к запустению и разрушению многих русских городов, развитие Руси задержалось лет на 100-150, Русь попала в зависимость от Орды (Б);
Могут быть даны иные объяснения.
А) Крестовые походы — 2;
Б) Нашествие Батыя Русь — 1;
В) Процесс создания централизованного Русского государства — 4;
Г) Феодальная раздробленность на Руси — 3.
Ответ: 2143.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Перечень событий (процессов) | |
А) Стояние на Угре | Б) появление государства у Франков |
В) Борьба между Тверью и Москвой за первенство в Северо-Восточной Руси | Г) феодальная раздробленность на Руси |
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь <…> пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам великий князь поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, Пречистой госпоже Богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию, к своей матери великий княгине Марфе, к своему дяде князю Михаилу Андреевичу, духовному своему отцу архиепископу Ростовскому Вассиану и ко всем своим боярам; все они тогда сидели в Москве в осаде».
Отрывок о Стоянии на Угре.
Ответ: А.
С каким из данных событий (процессов) связано слово «вече»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Объясните смысл слова «вече».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Буква, которой обозначено данное событие (процесс), — Г;
2) Объяснение смысла слова «вече», например: вече — народное собрание.
Объяснение смысла слова может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.
Личности | Действия |
1. | |
2. |
Возможный вариант ответа, если выбрали В:
Личность Юрий Данилович, действия: получил ярлык а Владимирское княжение.
Личность Иван Калита, действия: возглавил подавление тверского восстания в 1328г.
При оценивании ответа не засчитываются указания исторических личностей и их действий, упомянутых в отрывке из исторического источника в задании 2.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,
в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).
Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).
Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).
1. Название объекта
В ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с выбранным событием (процессом), например:
— А — р. Ока
Могут быть указаны другие объекты.
2. Качество объяснения
В ответе должно быть дано объяснение, например:
— На оке и Угре русские войска остановили войско Ахмата
Могут быть даны иные объяснения.
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
В ответе должно быть дано объяснение, например:
Победа Москвы в этой борьбе сделала ее центром объединения русских земель, благодаря чему Москва укрепилась и повела борьбу за освобождение от ордынской зависимости (В);
Могут быть даны иные объяснения.
А) Стояние на Угре — 2;
Б) Появление государства у Франков — 1;
В) Борьба между Тверью и Москвой за первенство в Северо-Восточной Руси — 4;
Г) Феодальная раздробленность на Руси — 3.
Ответ: 2143.
Пройти тестирование по этим заданиям
Наверх